понедельник, 23 мая 2005 г. ТЕОРИЯ СИСТЕМ И ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
АНОХИНА_СУДАКОВА - ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЯ
1.Варианты
определения "система"
2.Цель как
организующий фактор
3. Конечный результат:
а.
конечный результат как посыл к организации системы;
б.конечный результат
как ПРОДУКТ самоорганизующихся объектов (систем).
4.Что
первично: цель или конечный результат?
5.Природные
и "головотворные" технологии достижения цели и конечного результата.
6.Продуктивность теории систем и теории
функциональных систем Анохина_Судакова в
их материальном и социальном отражении
Уважаемый
NNN!
После нашего последнего обмена мнениями (см. здесь, тема 8, от 2.03.05)
наша обоюдно полезная (как мне кажется) дискуссия приказала долго жить: на моё
последнее Вы отмолчались, т.е. ввели в действие "Системный ограничитель
грабежа времени делом занятого человека". Но поскольку у меня,
пенсионера, с природной категорией "время" свои частные отношения - извините, продолжу излагать свои
мысли об этой самой "природной категории", через Вас обращаясь уже
не только к Вам лично, но и к вслед нам идущим: моему младшему сыну Вадиму -
по диплому "врач общей практики", а по судьбе - компъютерный
программист, его старшему брату Сергею - педиатру-гематологу высшей категории,
их однокашнику Андрею Иванову - акушеру-гинекологу, специалисту в
проблемах патологии беременности, их однокашникам и... последующим.
Основополагающие
постулаты:
а. В жизни всё
просто - сложно понять к а к ЭТО!
б. Всё в жизни взаимосвязано - сложно понять к а к ЭТО .
ВСЁ! ...
дальше - "философизмы".
Для "у
природы нет плохой погоды", нам, человекам, надо принять в сознание, что
"всякая погода БЛАГОдать!" - с точки зрения её, ПРИРОДЫ, а не нас, в
ней существующим… но много о себе мнящим!
В этой
странице я намерен наглядно показать, что:
а) Теория
функциональных систем (в дальнейшем - ТФС)
не есть СИСТЕМА, это всего лишь пунктирный ЭСКИЗ системы;
б) ТФС не есть ТЕОРИЯ.
Я знаю то, что «чуйствуют» многие, но страшатся открыто вынести на всеобщее обсуждение свои знания-непонятки, исходя из «сумливаюсь
я, однако»
Много лет общаясь (тусуясь) в кругу преподавателей мединститутов (ныне
академий) я не встретил ни одного физиолога, способного внятно определить, что
такое Система в теории П.К.Анохина. Вы,
уважаемый NNN, в своих попытках определиться в понятиях СИСТЕМА (см. здесь, тема
8) утонули в уныние: "с чем-то я согласен, с чем-то нет".
Сам продолжатель теории, К.Судаков, в
приятном междусобойчике с академиком РАМН Ю.Лисицыным на страницах
"МГ" откровенничает:
"Ю.Л. Какое вы бы дали определение функциональным системам? В
литературе мне приходилось встречать разные формулировки, и складывается
впечатление, что многие специалисты не до конца понимают, что это такое.
К.С.
Действительно, вне школы понять теорию функциональных систем трудно. В молодости
я сам испытал это, когда, будучи студентом, попросил мою однокурсницу Ирину Анохину
принести мне прочитать работы Петра Кузьмича.
Откровенно говоря, сначала ничего в них не понял... Что касается определения,
то функциональные системы - это динамические, самоорганизующиеся и саморегулирующиеся
п о с т р о е н и я (разрядка моя -В.С.Ц), все
компоненты которых взаимодействуют и взаимосодействуют достижению полезных для
организма результатов".
Давайте, коллеги, подвергнем а н а л и т и ч с к о м у анализу определение
этому ПОСТРОЕНИЮ (т.е. ТФС),
прозвучавшему из уст одного из ведущих корифеев его познания.
Согласно этому
определению, о т л и ч и т е л ь н ы м и признаками
такового является:
а. динамичность;
б. самоорганизация;
в.
саморегуляция и взаимодействие в форме
взаимоСОдействия достижению полезных для организма результатов.
Истоками
возникновения этих отличительных
признаков являются:
а. Афферентация - поток тревожной информации в
ЦНС об изменении условий существования организма и необходимости мобилизоватся
на борьбу с оными;
б. Анализ мозгом
поступившей информации и разработка стратегии и тактики мобилизации организма;
в. Эфферентация - разработанная мозгом
стратегия ответной реакции организма по нервным путям отсылается исполнительным
органам и системам, в ходе чего реализуется тактика - избирательное вовлечение в процесс возбуждения
тех из них, которые соответствуют поставленным мозгом задачам, и игнорирование
тех, которым отдыхать позволено;
(как я понимаю, именно здесь зарождаются
понятия "самоорганизация" - в дело вовлекаются только те объекты,
которые могут быть полезны для решения
стратегической задачи; хотя при чём здесь САМОорганизация - здесь ведь
безкомпромиссная, принудительная (авторитарная) МОБИЛИЗАЦИЯ!)
г. Обратная афферентация - структуры-исполнители
рапортуют мозгу о готовности решать стратегическую задачу выживаемости
организма, мозг анализирует, при необходимости - корректирует круг избранных
исполнителей (из чего, как я понимаю, и зарождается категория
"динамичность") и, в конце концов, выдаёт команду ИСПОЛНИТЬ;
д. отобранные исполнители, подчиняясь КОМАНДЕ,
взаимоСодействуют исполнению оной, постоянно рапортуя мозгу ход исполнения,
т.е. обеспечивая постоянство потоков афферентной-эфферентной
информации;
ж. в случае положительного результата всех
этих событий (т.е. успешного противостояния агрессий организму) мозг заносит
такой результат в свой архив и при следующей аналогичной ситуации использует
его как шаблон для немедленного ответа на возникающие аналогичные жизненные
ситуации (т.е. -адаптируется).
«Функциональная система:
- является
единица интегративной деятельности целого организма;
- отличается от
частных механизмов реализации поведенческих актов;
- осуществляет
избирательное вовлечение структур и процессов в выполнение конкретного акта
поведения или функции организма;
- имеет
разветвленный морфофизиологический аппарат, обеспечивающий поддержание гомеостаза
и саморегуляцию.» (К.В.Судаков)
Таким образом, все отличительные признаки
такой "системы" - динамичность, самоорганизация, взаимосодействие
конечному результату - порождаются как р е з у л ь т а т Центральной
Нервной Деятельности (ЦНД), имеющей
ЦЕЛЬЮ противостояние и адаптивность агрессивностям внешней или бесконтрольно
возникшей угрозы со стороны внутренней сред
- она (ЦНД, в официальной терминологии - ЦНС) ОСОЗНАЁТ угрозы существованию организму,
разрабатывает ЦЕЛЬ, организует МЕХАНИЗМЫ противостояния (отличные от «частных
механизмов реализации поведенческих актов») и добивается конечного полезного результата…
«Всё от нервов, только триппер от удовольствия».
Сопоставим это определение понятию СИСТЕМА с
одним из приводимых здесь, на этом сайте, определению того-же
объекта.
« На основании изучения
физиологической функции гемостаза создана новая стратегия системного подхода к
познанию биологических и медицинских явлений (1,3). В свете
этих разработок каждое изучаемое биологическое явление представляется возможным
рассматривать как целостный функциональный объект, состоящий из частей,
структурируемых в единое целое причинно-следственными их зависимостями,
диалектическими взаимоотношениями, относительной автономностью и иерархической соподчинённостью, функциональной ориентацией на достижение
общего полезного результата за счёт внутренне детерминированных внутренних
свойств каждой из них (1-13,18): в стремлении к удовлетворению собственных
интересов (сохранению свободной и связанной энергии в соотношениях, обеспечивающих
максимум п о к о я) каждая из таких частей вносит
индивидуальный вклад в достижение общего
полезного результата (в терминологии Г.Селье - эгоцентрический альтруизм).
Дальнейшее изучение функции гемостаза как
с и с т е м ы
и сопоставление получаемых результатов
с известными характеристиками других функций, поддерживающих постоянство
внутренней среды организма (ГОМЕОСТАЗ), позволило сформулировать общебиологические
законы и закономерности» (см. здесь, тема №4)
Целостность, динамичность, организованность,
самоорганизация, взаимодействие -взаимоСОдействие,
иерархичность, саморегуляция, цель, конечный результат – терминология, без которой
практически невозможно описать ЖИВОЙ целостный ОБЪЕКТ, и этой терминологией
равно-свободно пользуются все, кто свои познания природоустройства стремятся
подать как знания фундаментальные. Как и определением сущности СИСТЕМА:
Система - совокупность любым образом вычлененных из окружающего
мира реальных или воображаемых элементов, взаимоотношение и взаимодействие
которых принимает характер взаимоСОдействия на получение ф о к у с и р о в а н н о г о п о л е з н
о г о р е з у л ь т а т а.
А вот дальше познавательная значимость
терминологии, определение объекта, называемого СИСТЕМА, двумя сопоставляемыми
здесь подходами существенно
отличается.
Для удобства дальнейшего продолжения
разговора об общности и различиях здесь рассматриваемых двух подходов к понятию
СИСТЕМА, будем один из них называть ТС (Теория систем) и ТФС (Теория
Функциональных Систем).
Основополагающие позиции ТФС реферативно
изложены выше, позициям же ТС посвящен весь этот сайт.
Мне очень нравится сформулированное
П.К.Анохиным обоснование необходимости системного подхода к познанию мироустройства:
«Функциональная система в целом
— это большой адрес (страна), и каждый исследователь должен знать, в каком
городе страны, на какой улице, в каком доме и в какой квартире он работает на
эту страну». (П.К.Анохин)
НО:
Если ТФС при этом воспринимает себя как с т р о и т е л я всего этого ареала (страна-город-улица-дом) и,
само собой, расположит себя, любимого, в самом БЕЛОМ из всех возможных белых
ДОМОВ его, то ТС расположится только там, где его внутренняя сущность совпадёт с
условиями окружающей среды – только там, где ему быть должно.
Если
ТФС, в случае неудовлетворения окружающим ареалом, возьмёт и перестроит его по
собственному разумению (в рамках организма это «Исполнительные соматические,
вегетативные и эндокринные компоненты, включающие организованное целенаправленное
поведение»), то ТС воспринимает этот самый ареал как п
р и р о д н у ю данность, не изменять её, а искать своё в ней место станет – место, где ему существовать покойно,
удобно и функционально (а потом мудрейший человек – Г.Селье – сформулирует на
этой основе понятие «эгоцентрический альтруизм»).
Если ТФС СОЗДАЁТ «природные» конструкции
под названием СИСТЕМА, то ТС целенаправлен на изучение объективно
существующих П
Р И Р О Д Н Ы Х системных конструкций (см. здесь, темы 2 и 3).
Если движущим фактором образования
ТФС-конструкций является нервная деятельность субъекта, то ТС рассматривает
этого самого субъекта как природное порождение, равнозначное другим творениям
природы – растительным и животным, позвоночным и беспозвоночным, двуногим и
многоногим и т.д. (в этом плане «царь природы», призывающий «не ждать милости
от природы, взять их – вот наша задача» есть такое же порождение природы, как и
блоха, на его яички присевшая,
или курица, из своих собственных яиц собственное потомство высиживающая!).
Если:
ТФС утверждает, что «В природе действует установленный
н а м и (разрядка
моя, ВСЦ) закон голографического единства мироздания. Все функциональные
системы от атомного до космического уровня строятся в
иерархическом взаимодействии. Это з н а ч и т, что каждая функциональная система
более высокого иерархического уровня п р о г р а м м и
р у е т (разрядка –ВСЦ) деятельность входящих в нее функциональных систем более
низкого уровня, а последние, в свою очередь, по голографическому принципу
отражают деятельность функциональных систем более высокого уровня. (Известно, что на каждом небольшом участке голограммы в
закодированной форме хранится все изображение, и если ее расколоть на множество
кусочков, то каждый из них при раскодировании даст ту же картину, что и целая…»
(К.В.Судаков(http://www.medvestnik.ru/Gazeta/2003/35/p08.html),
То:
ТС твердит, что «В соответствии с
последовательностью усложнения материи в пределах живого организма различают
системы субмолекулярного, молекулярного, субклеточного, клеточного, тканевого,
органного, системного, организменного уровней иерархии, взаимосвязанных своими
конечными результатами и выступающих элементами структуры физиологической
функциональной суперсистемы» (см.тему 3).
И представлять
структуру системы молекулярного уровня как голографическое отражение системы
органного или организменного уровней может позволить себе разве что среднеуспевающий
школьник-фантазёр.
Если ТФС утверждает, что ЦЕЛЬ является
производным от HOMO SAPIENS (его ЦНС) осмысленным стремлением достижения
полезного для его (индивидуума) полезного результата, то:
ТС твердит, что сам этот гомо, который
сапиенс, является ПРОДУКТОМ ПРИРОДОУСТРОЙСТРОЙТВА, наравне в лягушечкой,
лобковой вошью, слоном и пр. пр. ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ. Их различают лишь критерий самооценки: homo sapiens всё ещё пытается не
ИЗУЧАТЬ ПРИРОДУ, но СОЗДАВАТЬ ЕЁ – МАМУ, его породившую! В качестве примера,
давайте рассмотрим аргументы ЦЕЛЕЙ
ЦЕЛЬ:
1) живых существ - сохранение жизни (человека
в частности) - и её продолжение
потомством;
2) науки - познание механизмов
жизнеустройства ради достижения цели 1;
3) физиологии - управление функциями живых
объектов ради обеспечения цели 1
4) биологии - познание многообразия
"жизнеустроеных" объектов ради цели 1
5) Социологии - познания механизмов
межличностных отношений ради достижения цели №1
(прим.: не путать с наган-рукотворными,
в частности коммунистической
"системой" социума!)
6) Общества - использование множественности личностей в организованное стремление к достижению цели 1 ... в ИДЕАЛЕ,
в практике же: 6.а. - использование
множественности личностей ради удовлетворения своих собственных к о р ы с т н ы х интересов;
7)Экономики -
познание механизмов "кровообращения" общества и чрез это -
достижение цели 1;
8) Производства:
в ИДЕАЛЕ - материальное обеспечение достижению цели 1, но практически эта цель,
преломляясь через цели 7 и 6, создаёт
непреодолимые препятствия к достижению цели 1,что вызывает "полом" в
достижении цели 5 и в конечном счёте обусловливают
получению паразитической цели 6а … и объективно существующей возможности
«наган-рукотворного» переспраделения оной путём стандартно отработанной
технологии ЧК-НКВД
9)Тёщи - сохранение
осуществленной первой части цели 1 за счёт насильственного удержания
произведенной второй части этой цели;
10) Геморроя:
кровью своего владельца он чихать
хотел на какие-либо цели, ему всё равно, будет кровоток происходить внутри или вне оного;
Слагаемые этих 10 элементов сами по себе уже
представляют СИСТЕМУ, наглядно демонстрирующую критерии «система, системность,
цель, иерархия, конечный результат, структурируемость»:
если слагаемые из этих десяти присутствующих составят собой СИСТЕМУ, то прежде всего они исключат (отвергнут!) из своего состава
элемент 10 (геморрой), как совершено не вписывающийся в последующую полимеризацию (образованию целого из частей), а оставшиеся
9 элементов организуют собой познавательную систему типа « или достичь цель 1,
или опуститься к согласию с целями 6а ( использование множественности личностей
ради удовлетворения ((чьих-то)) собственных к о р ы с т
н ы х интересов): т.е. СИСТЕМНОСТЬ
подхода к разрешению ЖИЗНЬЮ предъявляемых альтернатив разрешашаются только в случае
совпадения наших личных («царей природы») амбиций с состоянием самой природы… а
она – ДАМА серьезная…
Она, ПРИРОДА, ДАМА
настолько серьезная, что может позволить себе обращаться со своими творениями –
человечками, корифеями, наполеонами, наполеончиками и прочими дуче, фюрерами –
запросто, по матерински: «уймись, милай»!
Вот и Я, в дискуссионном ажиотаже с
самим собой, скатился до уровня провозглашения СЕБЯ в должность дуче (вождь),
фюрер (вождь), гуру (учитель), но я пока-что сохраняю критичность самооценки,
иронизирование над самим собой («интеллигентное самокопание в собственном
дерьме»), в связи с чем считаю, что:
1. Мною действительно МНОГОУВАЖАЕМЫЙ Пётр
Кузьмич Анохин создавал свои представления понятий ЕДИНСТВА ПРИРОДОУСТРОЙСТВА
во времена порождения философских понятий
«синергетика», «органон»,т.е. во времена прорыва человеческой МЫСЛИ к пониманию
ЕДИНСТВА ПРИРОДОУСТРОЙСТВА, взаимоЗавимости
элементов оного в своём собственном «органоне» (А.Богданов)…
2. Его - ПЕТРА КУЗЬМИЧА АНОХИНА последыши - устатковались на уровне провозглашения себя
самих ШКОЛОЙ, якобы чрез только которую можно постичь объективность понимания
природы и её ПРЕОБРАЗОВАНИЕ.
3. Я, В.С.Цушко, абсолютно ответственно
утверждаю: НЕ СТРЕМИСЬ НАСИЛОВАТЬ ПРИРОДУ,
ИНАЧЕ ОНА ТЕБЯ ИЗНАСИЛУЕТ … но если ТЕБЕ это нравится, то
пожалуйста…ДЕМОКРАТИЯ (демо - толпа, кратия – навязывание)
4. В современном мире
ПОЗНАНИЯ природоустройства непозволительно ставить себя (многоуважаемого) в позицию
устроителя оного – ОНО ОБЪЕКТИВНО, а МЫ – субъекты, одно из творений (пук) ПРИРОДЫ, наша предназначенность не
изменять, а ИЗУЧАТЬ нашу маму- ПРИРОДУ, нас породившую.
Вот на этой, грустно-ажиотажной ноте, я и остановлюсь в своих размышлениях, особо не надеясь на отклики уже благоустроенных НЕБОжителей, но ориентируясь на ВАС, ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ: именно Вы, любознательные школьники, студенты, аспиранты можете «на зуб» опробовать якобы маразматическую, якобы дискуссию по проблемам МИРОУСТРОЙСТВА, мною здесь (дискуссию) затеянной… поиграйте, похулиганьте МЫСЛЬЮ на этот счёт! Мой адрес: vsc2000@mail.ru